Вкл/Выкл изображения Шрифт A A A Фон Ц Ц Ц Ц Настройки
Интервал между буквами(Кернинг) СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
Интервал между между строками ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Выберите шрифт ARIAL TIMES NEW ROMAN

Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Қостанай қаласы
білім бөлімінің № 17 жалпы білім беретін мектебі» КММ

КГУ «Общеобразовательная школа № 17 отдела образования города

Костаная» Управления образования акимата Костанайской области

МЕНЮ

Организация системы деятельности педагогического коллектива по созданию инклюзивной образовательной среды, предусматривающей равенство всех детей на посещение общеобразовательной школы, на совместное обучение со сверстниками независимо от их интеллектуальных или физических способностей, культурной, социальной, этнической, расовой, религиозной принадлежности, является приоритетным направлением в работе.

Основные задачи:

-     Глубокое понимание и соблюдение основополагающих принципов инклюзивной педагогики всем педагогическим коллективом;

-     Удовлетворение разнообразных образовательных потребностей всех обучающихся;

-      Целенаправленное психо­лого-педагогическое сопровождение процессов развития личности;

-      Внедрение в учебно-воспитательный процесс видов и форм творческой самореализации обучающихся с ООП;

- Совершенствование системы подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование.

Перед администрацией и педагогами встает задача развития школы в соответствии с принципами инклюзии. Создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса. Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья. Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющие разные образовательные потребности и возможности здоровья.

           В Казахстане 14,2% обучающихся, имеющих заключение и рекомендации ПМПК обучаются в специальных школах. Остальные обучающиеся этой категории, а также обучающиеся, трудности в обучении у которых вызваны другими причинами, обучаются в общеобразовательных школах страны.

В нашей школе обучаются 1484 ученика, из них 33 с особыми образовательными потребностями, 11обучающихся на домашнем обучении, из них 4 дети с ООП. Также в школе обучаются 16 детей инвалидов. Ребенок со специфическими потребностями может обучаться не только в специальной школе, но и в массовой, при условии, что последняя создаст возможности осуществлять помощь в реализации этих потребностей. Поэтому в основе включения такого ребенка в общеобразовательную систему, лежит психолого-педагогическая помощь, направленная на установление равноправного взаимодействия, активного контакта с социумом. Согласно приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 6 «Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования», в процессе развития инклюзивной практики психолого-педагогическое сопровождение обучающихся является обязательным компонентом образовательного процесса. Под «сопровождением» нужно понимать взаимодействие и преемственность в работе всех участников образовательного процесса администрацию, учителей, специалистов, родителей и обучающихся. Служба сопровождения представляет собой объединение педагогов и специалистов разного профиля, осуществляющих процесс психолого-педагогической поддержки.

В школе работает Служба психолого-педагогического сопровождения СППС, в которую входят заместитель директора по учебной работе, курирующий данное направление работы, школьные учителя логопеды, школьные психологи, социальные педагоги, классные руководители. На учебный год СППС разрабатывается план работы, в который включены вопросы обследования обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении, отчет логопеда о работе с детьми логопатами и дисграфиками, отчет психолога по результатам проведения диагностических исследований, отчет социального педагога по работе с детьми с особыми потребностями, анализ классными руководителями состояния знаний, умений и навыков обучающихся, подготовка  психолого-педагогического представления на данную категорию школьников.

По результатам комплексной психолого-педагогической диагностики для обучающихся с особыми образовательными потребностями разрабатываются индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения. Доминирующим видом работы с обучающимися с ООП, является коррекционно-развивающая работа.

В начале учебного года учитель-логопед проводит обследование речи детей, с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в речевом развитии. На каждого ученика заведена речевая карта, индивидуальный маршрут коррекционной работы, в которых отражается всё речевое развитие, анамнестические данные.   Диагностика помогает   правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми. Психологи школы работу с детьми ООП проводят по утвержденным индивидуальным планам. На каждого обучающегося заведена «карта развития», которая включает в себя результаты проведенных диагностик, развивающих упражнений и рекомендаций для обучающегося и его родителей. Социальные педагоги ежегодно в начале учебного года обновляют банк данных на детей с особыми потребностями в обучении. Открывают личные дела, где прилагаются акты ЖБУ, социально психологическая карта на каждого обучающегося.

Для обучения детей с ООП созданы дополнительные условия: 2 декабря 2022 года в школе состоялось торжественное открытие кабинета поддержки инклюзии «Мы разные, но мы равные». Кабинет поддержки инклюзии - то место, где ученики, имеющие трудности в обучении, могут получать дополнительную помощь в соответствии со своими потребностями. Он сочетает в себе несколько зон: зоны для отдыха и сенсорной разгрузки, методическую зону, зону индивидуальных занятий со специалистами. Для дополнительных индивидуальных занятий с педагогами в классе стоят специально оборудованные столы и стулья. Кабинет обеспечен не только оборудованием, но и методическими, наглядными пособиями, технической базой. В КПИ нашей школы педагогическую поддержку получают 11 детей.

Преобразованием школьной среды является: изготовление пандусов, входные группы оборудованы кнопками вызова, цветная разметка в коридорах, установлены специальные поручни в санитарных комнатах.

На основании приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 4 «Об утверждении Правил оценки особых образовательных потребностей» определен порядок оценки особых образовательных потребностей в зависимости от причин трудностей обучения. При оценивании учебных достижений в инклюзивной среде необходимо как можно бережнее относиться к психике обучающихся, избегать травмирующих ее ситуаций, учитывать психофизиологические особенности развития детей с особыми образовательными потребностями. 66 педагогов имеют сертификаты обучающих курсов по теме «Особенности организации детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях». Учитель должен овладеть комплексными междисциплинарными знаниями об особенностях развития школьников с особыми потребностями, о причинах, вызывающих трудности в развитии, а также методикой их обучения разным общеобразовательным предметам.

Результатом творческой самореализации обучающихся с ООП, является их участие в различных мероприятиях: областной дистанционный конкурс «Омір атту кітабум» - диплом участника, городской этап Республиканского конкурса «Шексіз шығармашылық» - грамота «За креативность», областной этап Республиканского конкурса «Мир без границ» - диплом I cтепени, участие в чемпионате Казахстана среди юниоров по армреслингу – 1 место, областной конкурс «Лучший буктрейлер» 1 место, XI Международный конкурс рисунков, поделок и фотографий «Зимушка-зима-2024» диплом I cтепени, областной конкурс «Жетістікке сәтті қадам – Шаг к успеху».

Введение понятия инклюзивного образования Саламанкской декларацией в 1994 году выражает не просто признание неоднородности общества и его культуры, но и изменение отношения в обществе к этому разнообразию – осознание его ценности, осознание ценности различий между людьми. Эта новая парадигма мышления, преодолевающая границы, разделяющие людей на «нормальных» и «особых», «особенных», изменяет и образовательную систему. Инклюзия направлена не на адаптацию индивида или группы лиц с ООП к условиям массовой школы, а на изменение условий обучения в школах так, чтобы сами эти условия были приспособлены к нуждам всех без исключения категорий обучающихся.

 

© 2025 Қостанай облысы әкімдігі білім басқармасының «Қостанай қаласы
білім бөлімінің № 17 жалпы білім беретін мектебі» КММ КГУ «Общеобразовательная школа № 17 отдела образования города

Костаная» Управления образования акимата Костанайской области